Как оценить эффективность SEO продвижения?

В тематиках с высокой конкуренцией невозможно обойтись без стратегии многоканального маркетинга. Один из каналов, которому необходимо уделить достаточно много внимания — это SEO-оптимизация. Но при работе с ним у наших клиентов часто возникают вопросы:

  • «Есть ли смысл инвестировать в SEO?»;
  • «Как оценить SEO эффективность сайта?»;
  • «Как оценить работу SEO-специалиста?»;
  • «Во что инвестировать — SEO или контекстную рекламу?»;
  • «Как рассчитать бюджет на SEO?»;
  • «Как отследить все расходы на SEO?»;
  • «Как рассчитать возврат инвестиций от SEO?».

 

Все эти вопросы появляются не на ровном месте. Сам по себе, канал маркетинга довольно емкий с точки зрения технической оптимизации сайта. А отчетность зачастую состоит из бесконечного количества таблиц, графиков и диаграмм.

Что нужно знать при анализе итогов SEO-оптимизации?

  1. Как считаются KPI для вашего сайта и что они означают.
  2. Основной акцент на тенденции, а не на абсолютные значения;
  3. Знать о пиках и спадах сезонности и учитывать это при оценке эффективности SEO продвижения сайта;
  4. Анализировать достижения конверсионных целей сайта: покупки, добавления в корзину, оформление Call Back форм, звонки, сообщения в онлайн-чаты.
  5. Важно научиться отделять «зерна от плевел», то есть, анализировать отдельно разные регионы и направления.
  6. Важно настроить все необходимые сервисы web-аналитики: Google Analytics, Яндекс Метрика, Search Console, Яндекс метрика, CRM-система, Call-tracking.

 

Основные способы анализа эффективности SEO продвижения сайта

Для анализа эффективности работы сайта нужно определиться с ключевыми показателями эффективности сайта (KPI). Для своих клиентов агентство Performance Маркетинга UAATEAM выделяет следующие KPI:

  • Объем целевого трафика;
  • Поведенческие факторы;
  • Достигнутые цели;
  • Коэффициент конверсии сайта;
  • Видимость сайта в ТОПе поисковой выдачи;
  • Стоимость привлеченного пользователя;
  • Стоимость конверсии;
  • ROI — возврат инвестиций;

 

Способ №1. Оценка бюджета на seo по отношению к прогнозу эффективности

С помощью данного способа можно получить ответ на вопрос «Есть ли смысл инвестировать в SEO?».

Когда идет речь о продвижении нового сайта или сайта, где раньше не занимались SEO-оптимизацией, прогнозы эффективности можно запросить у маркетингового подрядчика. Прогнозы зависят от объема рынка, уровня конкуренции, возраста сайта, потенциала занять ТОПовые позиции в поисковых системах. Выглядит данный прогноз следующим образом:

прогноз эффективности seo

Оценка и прогнозирование эффективности продвижения сайта нужны, когда планируется открытие нового направления или выход на новый рынок.

Предварительный прогноз можно сделать и самостоятельно. Для этого понадобится:

  1. Открыть в интернете страничку любого инструмента по подбору ключевых слов — Планировщик ключевых слов Google, Яндекс Wordstat, Serpstat;
  2. Соберите группу запросов, релевантных вашему бизнесу;
  3. Откройте панель вебмастера Search Console или Яндекс Вебмастер и возьмите оттуда усредненный показатель соотношения кликов и показов сайта в поиске (CTR). Если этих данных нет, то в среднем для сайта в TOP 5 CTR от 15 до 20%;
  4. Откройте сервис веб-аналитики Google Analytics или Яндекс Метрика, возьмите оттуда средний коэффициент конверсии вашего сайта и средний чек;
  5. Воспользуйтесь формулой для расчета прогноза доходности: прогнозируемая доходность = среднее число запросов * CTR ТОП 5 * коэффициент конверсии * доход;

 

Например: объем поискового спроса антибиотиков в Украине в среднем 2500 запросов в месяц, 15% CTR — 375 пользователей в месяц. Средняя конверсия сайта 1,5%, средний чек 500 грн. Получаем доход — 375 * 1,5% * 500= 2 812,5 грн. в месяц. При затратах на продвижение 1 категории интернет-аптеки 1 500 грн/месяц, инвестиция в SEO имеет коммерческий смысл. Таким образом, просчитав стоимость продвижения каждой группы товаров, можно провести оценку бюджета продвижения сайта.

Способ № 2. Сравнение стоимости одного лида в контексте и в SEO

Данный способ поможет ответить на вопрос «Во что инвестировать — SEO или контекстную рекламу?».

Для ответа на это вопрос нам понадобится:

  • Количество конверсий из органики за месяц (Заявки, покупки, звонки и пр.);
  • Количество ассоциированных конверсий, где участвовал канал organic за месяц;
  • Количество конверсий из контекстной рекламы за период;
  • Количество ассоциированных конверсий, где участвовал канал cpc за месяц;

Сравнение стоимости одного лида в контексте и в SEO

Сравнение стоимости одного лида в контексте и в SEO

Сумма расходов на SEO за месяц, деленная на количество конверсий — стоимость привлечения одного лида из SEO.

Сумма расходов на PPC за месяц, деленная на количество конверсий — стоимость привлечения одного лида из PPC. Сравнение стоимостей привлечения 1-го лида и будет ответом на вопрос в какой канал маркетинга инвестиции будут более эффективными.

P.S. Перед принятием решения о пересмотре маркетингового бюджета стоит внимательно изучить «Многоканальные последовательности». Потому как на первый взгляд не эффективный канал привлечения пользователей может активно участвовать во всей цепочке на пути конверсии пользователя. А ослабление этого канала может привести к ослаблению всей маркетинговой кампании.

Способ № 3. Анализ расходов SEO-бюджетов

Понимание того, как расходуется SEO-бюджет может помочь сформировать эффективную стратегию инвестирования. То есть, банально понять, где можно сэкономить бюджет или более эффективно его перераспределить.

Анализ расходов SEO бюджетов

Анализ расходов SEO бюджетов

Пример формирования бюджета и плана работ на SEO от UAATEAM:

Как рассчитать бюджет на SEO?

  • Стоимость одного часа работы агентства — 20 USD * 30 часов = 600 USD;
  • Аудит сайта и конкурентов показал, что для успешного продвижения на проект необходимо отписывать 125 тыс знаков текстового контента без пробелов, средняя стоимость одной 1000 знаков — 2 USD, 125 тыс збп * 2 USD = 250 USD;
  • Ссылочный профиль конкурентов составляет 1500 доменов — из них около 5% статейные ссылки — остальное крауд, профиля, отзывы, соц сигналы. В месяц необходимо размещать ссылки в среднем на 110 — 120 доменах, где статейные ссылки на 6-10 доменах по цене 10 USD за размещение — 10 * 10 = 100 USD, крауд и прочие ссылки в среднем 1 USD за размещение — 1 USD * 100 = 100 USD. Итого, бюджет на ссылочное продвижение — 200 USD.

 

Также, стоит заложить отдельный бюджет на расходы дизайнеров и разработчиков.

Перед стартом работ, мы вместе с клиентом формируем бюджеты на SEO оптимизацию проекта, а также формируем инвестиционный план, в котором предусмотрены перераспределение и сокращения бюджетов, после достижения промежуточных KPI.

Способ № 4. Анализ динамики органического трафика от SEO и от PR-активностей

Иногда, компания проводит масштабные PR-кампании, такие, как выступления на ТВ и конференциях, проведение дегустаций, проведение рекламных мероприятий на массовых мероприятиях. Для такого случая крайне важно знать, вырос ли органический трафик на сайт благодаря работе SEO-специалиста или все же благодаря PR-активностям.

Провести анализ эффективности SEO-сайта в таком случае довольно просто.

Анализ динамики органического трафика от SEO и от PR активностей

Необходимо проанализировать динамику роста брендового и не брендового трафика. Обычно, узнаваемость бренда растет вместе с ростом видимости сайта в ТОПе, то есть брендовый и не брендовый трафик растут одновременно. Когда работают PR-кампании, то рост брендового трафика в разы превышает не брендовый.

Способ № 5. Трезвая оценка динамики SEO трафика

Анализируя результаты SEO-продвижения сайта по сравнению с предыдущими периодами, можно совершить ошибку. Бывает так, что трафик вырос по сравнению с предыдущим годом, но это не связано с усилиями SEO-оптимизатора. А связано с неявно выраженной сезонностью или динамикой рынка.

Один из способов оценить динамику рынка — это проанализировать рост поискового спроса. Например, с помощью инструментов Google Trends или Яндекс Wordstat.

Трезвая оценка динамики SEO трафика

Как видно на скриншоте, объемы спроса антибиотиков за последние 5 лет увеличились незначительно, соответственно, при активно растущих позициях сайта, рост органического трафика — это следствие успешной SEO-оптимизации.

Основные показатели эффективности продвижения сайта

Вышеперечисленные способы позволяют объективно оценить KPI SEO-специалиста. Не стоит спускать все на самотек и ждать результатов, когда у вас есть простые инструменты для оценки подрядчика.

Основные показатели, которые стоит учитывать при оценке работы SEO-оптимизаторов:

  • Динамика органического трафика обгоняет предыдущие периоды и соответствует сезонным изменениям и динамике рынка;
  • Наблюдается активный рост ВЧ, СЧ и НЧ запросов в ТОП 10 и ТОП 5;
  • Наблюдается рост достигнутых конверсионных целей (абсолютные значения), может наблюдаться просадка коэффициента конверсии из-за растущего трафика;
  • Брендовый и не брендовый трафик прирастают параллельно;
  • Стоимость привлечения 1 лида снижается от месяца к месяцу.

 

Формулы для расчета основных KPI при продвижении сайта:

  • Формула расчета CPC: SEO-бюджет / органический трафик. С помощью формулы можно рассчитать стоимость одного целевого пользователя из органического поиска. Позволяет дать ответ на вопрос «не слишком ли дорого обходится привлечения трафика, возможно привлечение трафика из контекста будет дешевле?».
  • Формула расчета CPA: SEO-бюджет / количество достигнутых конверсионных целей. С помощью формулы можно рассчитать стоимость одной достигнутой конверсии сайта. Показатель CPA позволяет оценить рентабельность каждого канала маркетинга.
  • Формула расчета ROI: (доход канала — расход канала) / расход канала * 100%. С помощью формулы можно рассчитать коэффициент возврата инвестиций и рентабельность SEO-оптимизации сайта.

 

Как выбрать SEO- оптимизатора? Как оценить его работу?

Основные признаки, по которым можно выявить порядочного SEO-оптимизатора выглядят примерно так:

  • Вас регулярно о чем-то информируют;
  • Вас регулярно просят что-то посмотреть, что-то согласовать. От вас не отстают, если вы этого не сделали;
  • Специалист находит время и слова, чтобы доступно объяснить вам любой термин или нюанс. Специалист четко и внятно объясняет каждое свое действие;
  • SEO-оптимизатор прислушивается к вашим замечаниям и оперативно на них реагирует;
  • SEO-оптимизатор интересуется и изучает ваше предложение на рынке, он быстро вникает в особенности вашего бизнеса;
  • Перед стартом работ у вас обязательно спросят: «Какие у вас приоритетные товары и услуги?», «Какие ваши ожидания от SEO-оптимизации?», «Чем вы лучше конкурентов?». Ответы на эти вопросы будут использованы в SEO-оптимизации сайта.

 

Ваш бизнес — это ваши силы, деньги, время. Не подпускайте к нему некомпетентных специалистов. Однако, если вы сможете анализировать и понимать основу их работы, тогда не придется спустя 6 месяцев разводить руки и говорить: «Нам в очередной раз не повезло с подрядчиком».

Чтобы сохранить ваш бюджет и не попасть на неопытных специалистов, мы создали специальный курс для владельцев бизнеса, где не будет сложных тонкостей по настройке рекламы и непонятных терминов — только практические знания, которые помогут вам оценить работу:

  • PPC-специалиста;
  • SEO-специалиста;
  • SMM-специалиста;
  • email-маркетолога.

 

Подробнее про наш курс вы можете прочитать здесь.